Наша речь осуществляется благодаря чёткой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью является дыхание.
В логопедической работе важным является речевое дыхание, которое отличается от физиологического тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание—основа для нормального звукопроизношения и речи в целом.
Произношение слов является довольно сложной системой, к составным частям которой относятся органы дыхания, голосовые связки, полость рта и носа, язык, губы и прочее. Действия этой системы скоординированы между собой без приложения усилий говорящего человека. Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Например, некоторые дети неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.
В логопедической работе над речевым дыханием детей и взрослых широко используется парадоксальная дыхательная гимнастика Александры Николаевны. Стрельниковой. Гимнастика помогает улучшить дыхание, звучность речи, устранить гнусавость и нарушения темпа и ритма речи. Эта гимнастика - единственная , в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. В гимнастике основное внимание уделяется вдоху. Вдох производится очень коротко, мгновенно, эмоционально и активно. Главное, по мнению А. Н. Стрельниковой, - это уметь затаить, "спрятать" дыхание. О выдохе совершенно не думать. Выдох уходит самопроизвольно.
Есть несколько правил выполнения упражнений:
1. Резкий, шумный вдох, как собака ищет след. Чем естественнее, тем лучше. Самая грубая ошибка - тянуть воздух, чтобы взять воздуха побольше. Вдох короткий, как укол, активный и чем естественнее, тем лучше.
2. Выдох - результат вдоха. Во время гимнастики рот должен быть слегка приоткрыт. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно-равнодушными. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий.
3. Подряд делайте столько вдохов, сколько сможете легко сделать в данный момент.
Основной комплекс упражнений состоит из :
-Ладошки, -Погончики, -Насос, - Кошка,
-Обними плечи, -Повороты головы, -Перекаты, - Шаги.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), что усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
Работа по развитию дыхательных возможностей состоит из двух этапов:
1. Выработка грудобрюшного типа дыхания. Цель этапа: развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания. Длительность этапа примерно месяц –по результатам овладения правильным дыханием. Предварительно обследуем каждого ученика на тип дыхания. Приступаем к выработке
- Инструкция: «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох»( в положении лежа). К игрушкам пришиваем липучку, чтобы игрушка прочно держалась на животе ребёнка.
Упражнение сопровождаем стихами:
Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывет по мне.
- Стоя боком к зеркалу и игрушкой на животе продолжаем правильно дышать . Например: покажи как летает твоя бабочка.
- Стоя перед зеркалом дети контролируют дыхание при помощи руки на животе.
2. Развитие грудобрюшного типа дыхания с включением элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Цель этапа: дальнейшее развитие сократительной активности диафрагмальной мышцы, а также развитие координаторных отношений между двумя функциями: дыханием и движениями туловища или конечностей.
- Знакомство детей с быстрыми вдохами. «Играем в собачек». Нюхаем воздух.
- Учимся делать двойной быстрый вдох (нюх-нюх)
- Выполнение быстрых вдохов при повороте головы вправо-влево
- Выполнение пары «быстрых вдохов» при наклоне головы то к правому, то к левому плечу
- Развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы. Играем в солдатиков.
Тренируя шумный, короткий, активный вдох носом, дыхательная гимнастика в кратчайшие сроки восстанавливает утраченное носовое дыхание. Современные дети имеют слабый иммунитет, что ведёт к пропуску учебных занятий. Дыхательная гимнастика помогает при массе различных заболеваний органов и систем и бережёт здоровье. Она полезна всем и в любом возрасте.