«Ақмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша  білім бөлімінің  жанындағы Атбасар қаласының «Алтын бесік» бөбекжайы» мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорын
Государственное  коммунальное казенное предприятие «Ясли-сад «Алтын бесік» города Атбасар при отделе образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Проблемы инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях

28.08.2019

В Казахстане в последние  годы наблюдается увеличение числа  детей, нуждающихся в специальном  обучении. По данным профильного министерства, в нашей Республике живет более 150 тыс. детей-инвалидов. Однако и эти цифры относительны, потому что иногда родители, избегая такого социального определения возможностей детей, не ставят их на учет.

Кроме того, есть дети — представители других языковых и культурных групп, религий, те, кто проживает в сельской местности, те, которые принадлежат к маргинальным группам. Они также относятся к категории людей с особыми потребностями, потому что социокультурный формат их воспитания, обучения и жизни отличается от установленных в государстве стандартов. Эти дети также нуждаются в особом подходе, когда речь заходит об образовании и социализации.

Таким образом, более 3% несовершеннолетних — дети, которые требуют особого подхода в обучении и воспитании. Государство озабочено тем, чтобы эти члены общества получили адекватное образование, которое в дальнейшем поможет им адаптироваться к социуму, реализовать свой потенциал.

В первую очередь это касается детей с ограниченными возможностями. Казахстан в 2008 году стал участником международной Конвенции по защите прав инвалидов. Инклюзивное обучение — обязательная составляющая этого документа.

Что же это такое? Инклюзивное образование — это специальная система дошкольного и школьного воспитания и обучения, которая предполагает вовлечение в процесс на равных правах детей, не требующих психофизиологической помощи, и тех, кому она необходима. Простыми словами, это школа, где в одном классе обучаются дети-инвалиды и дети, у которых не наблюдается отклонений психосоматического характера.

До недавнего времени детки, которые имели серьезные проблемы со здоровьем, попадали в категорию неполноценных. Это мальчики и девочки, страдающие ДЦП, глухонемые или слепые, с легкими формами умственной отсталости, в том числе страдающие аутизмом. Обычно таких детей родители отдавали в специализированные школы коррекционного формата — в интернаты. Так было и в Казахстане.

Но с недавних пор ситуация стала меняться. Поскольку образование в Казахстане доступно всем, то стал вопрос о создании таких типов учебных заведений, где бы ребята, независимо от их физиологических или психологических возможностей, получали адекватную социализацию и обучались.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными возможностями и особенностями.

Исходя из основного общего принципа, определенного ЮНЕСКО, многими авторами также выделяется ряд принципов инклюзивного образования. Такие как:

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
      2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
      3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
      4.Все люди нуждаются друг в друге;
      5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
      6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
      7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
      8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

С каждым годом все большее значение в оценке уровней и тенденций изменения здоровья  населения приобретает детская инвалидность. В последнее время явно видна тенденция к увеличению детей раннего и дошкольного возраста с  ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы  в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых  сверстников уже в дошкольном учреждении. Создание этих условий задача сложная, требующая комплексного подхода и полной отдачи от всех участников процесса. Для её решения мы не должны принуждать детей с ООП адаптироваться под  имеющиеся условия, а должны быть готовы изменить систему образования, спроектировать новые формы организации образовательного пространства. В связи с этим осуществление инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы актуально в настоящее время. Термин «инклюзия» с английского переводится как «включенность». «Включенность» выражается в возможности полного вовлечения детей с ОВЗ в жизнь неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

  К сегодняшнему дню такими странами как Канада, Кипр, Дания, Бельгия, ЮАР, Испания, Швеция, США и Великобритания накоплен богатый опыт по организации социального взаимодействия «обычных» детей и детей с проблемами, и предоставления им прав и реальных возможностей для получения качественного образования с учетом их индивидуальных различий. Инклюзивное образование в этих странах существует уже 30-40 лет. Есть мнение, что именно материальные сложности содержания «особенного» ребенка в специализированных интернатах  подтолкнули британское общество в начале 80-х отказаться от термина «необучаемый ребенок» и создать новую систему, базирующуюся на трёх типах учреждений, одним из которых и стал  инклюзивный детский сад. Такой детский сад отличается от обычных тем, что в нем:

  « создаются условия для воспитания и обучения детей со специальными потребностями;

воспитатели проходят специальную подготовку для работы с такими детьми;

детям со специальными комплексными потребностями (тяжелыми и множественными нарушениями) выделяются помощники – воспитатели;
        Дети с ограничениями в здоровье всегда страдали от дискриминации и отчуждения. В последнее время все больше разрабатывается инновационных подходов к взаимной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без ограничений здоровья. Внедрение инклюзивного образования в детские сады испытывает ряд трудностей 

Во-первых, не до конца проработанная нормативно-правовая база, которая позволила бы определять такие критерии как «численность детей с особенностями в одной группе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка». Есть СанПин, где определена наполняемость групп по диагнозам, но как быть, если в группе находятся дети с разными диагнозами? Есть учебные планы, определяющие нагрузку, опять же как обучать, если в одной группе разные диагнозы.

Во-вторых, отсутствие необходимой методической литературы-в ДОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации обучения и воспитания  детей с ограниченными возможностями. Существует необходимость вариативной методической базы обучения и воспитания, которая позволит педагогам воплощать различные методы и средства работы, в том числе и по специальной педагогики.

Следующая, и наверное самая серьезная проблема, это необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования. К сожалению, многие сады с трудом могут позволить себе организацию инклюзивных групп, как раз потому, что есть необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования к которому относятся и специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки, и тактильные панели, так же необходимы средства для организации безбарьерной среды и т. д.

В рамках внедрения инклюзивной модели, еще одной проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ООП в обычной группе детского сада. Необходимо провести соответствующую работу по повышению квалификации педагогических кадров,   по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива. Также остро стоит вопрос нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.) , а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.

  Ну и наконец, немаловажной проблемой является  отношение родителей как нормативно развивающихся детей, так и родителей детей с ООП к внедрению инклюзивного образования в ДОУ. Со стороны родителей «особых» детей зачастую возникает ситуация, когда они перестают реально соотносить  возможности особого ребенка и перспективы его развития, и просто перекладывают ответственность за воспитание ребенка на специалистов. Эту проблему нужно решать в тесной взаимосвязи родителей, воспитателей и специалистов дошкольных учреждениях.

Родители же обычных детей не всегда готовы принять детей с особыми образовательными потребностями, они боятся, что нахождение в группе ребенка с ОВЗ может навредить их собственным детям. А ведь не для кого ни секрет, что отношение детей к особенным детям в большей степени зависит от отношения взрослых к ним. Поэтому обязательно необходимо проводить работу с родителями, направленную на повышение уровня компетентности по вопросам инклюзивного образования, на включение родителей в жизнь ДОУ.

   Но не смотря на все проблемы, зарубежный и отечественный опыт показывает, что создание инклюзивных детских садов способствует социальной адаптации детей с ОВЗ с самого раннего возраста, развитию их  самостоятельности и независимости, и, что немаловажно, подталкивает современное общество к изменению отношения к ним, учит здоровых детей видеть в других людях равных себе независимо от их особенностей, быть более толерантными и прививает уважение к людям с ограниченными возможностями. Международные организации отмечают, что в Казахстане, по сравнению с другими центрально-азиатскими республиками, процесс внедрения инклюзивного образования идет очень активно, нужно делать все, чтобы дети с ограниченными возможностями чувствовали равенство. Кстати, один из опросов показал: более 68% казахстанцев считают, что эти ребята должны учиться в обычной среде, чтобы быстрее развиваться и включаться в общество.

Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества.

Есть большая категория детей с ограниченной мобильностью, которые по уровню развития своего интеллекта смогли бы посещать дошкольные учреждения и обучаться в общеобразовательной школе и быть успешными. Но пока не созданы условия для таких детей.

На начальном этапе главной задачей государства является проведение информационно-просветительской работы среди научно-педагогического сообщества и общества в целом. Создание нормативно-правовой базы, обучающих материалов, подготовка педагогического  состава, изучение отечественного и зарубежного опыта внедрения инклюзивного образования позволит Казахстану постепенно выстроить грамотную систему обучения

Развитие инклюзивного образования в настоящее время в Казахстане – это узел проблем и противоречий, решение которых требует специальных мер комплексного характера. Причины медленного распространения инклюзивного опыта состоит прежде всего в том, что отсутствует та структура, которая могла бы решать основные «политические» и организационные вопросы развития  интегрированного образования как института.

Инклюзивные дошкольные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы члены сообщества не только лучше понимали эти вопросы, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.

В настоящее время, чтобы создать и реализовать модель инклюзивного образовательного учреждения, необходимо включить целую систему служб, таких как инклюзивные группы, консультативные пункты, служба ранней помощи, группу развития «Особый ребенок» и многие другие.

Хочу заметить, что инклюзивные группы должны быть небольшими по численности детей зависимости от диагнозов. Особым аспектом при работе с такой группой является индивидуальный подход к каждому ребенку и ежедневные дополнительные занятия. Важным элементом работы должен являться ориентир не только на обучение и воспитание ребенка, но и сопровождение семьи как целостной системы. 

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.

Если мы начинаем создавать условия для «особых» детей, нам  надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности, объективные факторы.

Специалисты (воспитатель, логопед, психолог, дефектолог, при участии методиста), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Я считаю, что в нашем детском саду  материальная база стремится к идеальной. У нас имеется нобходимая литература для педагогов, дидактический материал. Но необходима творческая работа педагогов, работающих в таких группах, их грамотность, заинтересованность и обязательная взаимосвязь педагогов и специалистов.

На каждого ребенка имеется индивидуальная программа, которая в ходе реализации корректируется в зависимости от динамики, эффективности  того или иного метода.

Инклюзивное образование позволяет человеку с ограниченными возможностями почувствовать себя полноценным членом общества, найти свою стезю и стать полезным окружающим.

Те же, кто совместно с такими детьми получает образование и не относится к категории инвалидов, учится милосердию, терпимости, разнообразию, пониманию потребностей и возможностей, учится преодолевать эгоизм, формирует позитивное отношение к миру.

Литература.

1. Конституция РК.

2. Конвенция о правах ребенка.3. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах. М.,1998 г.

3. Верещагина Н.В. «Особый ребенок» в детском саду. – Спб: Детство-пресс, 2009

4. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2011.

Просмотров: 3802


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст