«Ақмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша  білім бөлімінің  жанындағы Атбасар қаласының «Алтын бесік» бөбекжайы» мемлекеттік коммуналдық қазыналық кәсіпорын
Государственное  коммунальное казенное предприятие «Ясли-сад «Алтын бесік» города Атбасар при отделе образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области»

СоцСети

  

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Программа в дошкольном образовании для раннего развития детей, развивающая социальные навыки и навыки самообучения

20.01.2020

Утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан

от «5» декабря  2018 года № 668

 

 

Программа в дошкольном образовании для раннего развития детей, развивающая социальные навыки и навыки самообучения

 

 

Глава 1. Пояснительная записка

 

  1. Программа для раннего развития детей, развивающая социальные навыки и навыки самообучения (далее - программа), разработана во исполнение поручения Главы государства в Послании к народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции».
  2. Ранний возраст – важнейший этап в развитии личности. Это период освоения социального мира, предметов и отношений, способов обращения с природой и норм человеческих взаимоотношений, которые необходимы ему в дальнейшей жизни.
  3. Накопление ребенком ценного социального опыта под руководством взрослого способствует раскрытию возрастного потенциала ребенка и успешному вступлению во взрослую жизнь.
  4. В современной дошкольной педагогике социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.
  5. Целью программы является позитивная социализация детей от рождения до 3-х лет и приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, развитие у них социальных навыков и навыков самообучения.
  6. Согласно цели программы:
  1. в позиции детей: дети для успешной адаптации в окружающей жизни и подготовки к обучению в школе, жизни в современном обществе приобретают самостоятельность и ответственность, овладевают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства, активно взаимодействуют со

 

сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх, формируются способности договариваться, учитывают интересы и чувства других, сопереживают неудачам и радуются успехам других, проявляют свои чувства, разрешают конфликты;

  1. в позиции родителей: повышается активность и интерес к деятельности педагогов и детей в дошкольной организации; участвуют в совместной деятельности с ребенком, повышаются показатели удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг дошкольной организации;
  2. в позиции педагога: формируется опыт работы по социализации детей раннего возраста, раскрытию личности ребенка, умеют оказывать психолого- педагогическую помощь и поддержку в вопросах ухода, воспитания и развития детей раннего возраста.
  1. Содержание программы основывается на образовательных областях

«Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум», ориентированных на успешную социализацию детей раннего возраста, приобретение ими необходимых жизненных социальных навыков и навыков самообучения.

  1. На процесс социализации оказывают влияние окружающие люди, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие в семье (родители, члены семьи), дошкольной организации (дети, педагоги, другие сотрудники), обществе (родственники, сверстники, друзья, другие люди).
  2. Содержание программы охватывает возрастные периоды детей раннего возраста:

ясельный возраст – от рождения до 3 лет:

  1. младенческий возраст – от рождения до 1 года;
  2. ранний возраст – от 1 года до 2 лет (группа раннего возраста);
  3. младший возраст – от 2 до 3 лет (младшая группа).
  1. Программа рекомендована для всех видов дошкольных организаций независимо от формы собственности.

 

Глава 2. Условия, необходимые для реализации программы

 

  1. Создание психолого-педагогических условий.

Психолого-педагогическая  поддержка   в    социализации   и    развитии личности детей, в самообучении обеспечивается при:

создании предметно-пространственной развивающей среды как основы социализации детей;

развитии эмоциональной отзывчивости и сопереживании к своей семье, сообществу детей и взрослых;

овладении навыками решать спорные вопросы и конфликтные ситуации; проявлении инициативы заботы о младших, с благодарностью относиться

к помощи и знакам внимания других.

 

  1. Социально-бытовые условия включают формирование навыков:

по уходу за собой (умение самостоятельно одеваться, вешать одежду, умываться, пользоваться носовым платком, чистить зубы и другие);

самообслуживания при приеме пищи (аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами, убрать со стола и другие);

элементарных (умение вытирать ноги при входе, садиться на стул, подниматься по лестнице и другие);

социально-бытовой ориентации (открывать и закрывать дверь, кран воды, пользоваться осветительными приборами, включать и выключать телевизор и другие).

  1. Социально-коммуникативные условия создаются для:

стимулирования речевой активности детей, их мыслительных возможностей, развития умений излагать свои мысли, самостоятельных суждений и другие;

владения ребенком навыками выражения своего отношения к окружающему, самостоятельно находить для этого различные коммуникативно-речевые средства.

  1. Предметно-пространственная развивающая среда:

обеспечивает максимальную реализацию возрастного потенциала детей раннего возраста, охрану и укрепление их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром;

среда трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная с учетом гендерного подхода;

предоставляет ребенку свободу в самостоятельных действиях, самообучении;

оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье детей, формирование социальных навыков;

включает в себя разнообразные предметы, объекты социальной действительности, где каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством воспитания самостоятельности, передачи социального опыта.

  1. Образовательный процесс обеспечивает реализацию содержания программы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей раннего возраста.
  2. В содержании образовательных областей «Здоровье»,

«Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум» определены результаты обучения по освоению детьми базовых социальных навыков и навыков самообучения детей раннего возраста.

  1. Педагогический процесс реализуется путем интеграции содержания образовательных областей через организацию детских видов деятельности с использованием разнообразных форм и методов воспитания и обучения.
  2. Интеграция содержания образовательных областей обеспечивает:

 

реализацию программы в рамках целостного процесса;

усвоение социальных навыков и навыков самообучения в соответствии с возрастными особенностями детей и временем, отведенным для его освоения;

формирование социально-бытовых навыков ребенка и его гармоничное вхождение в социум;

организацию  игры  как   ведущего  вида  деятельности   детей   раннего возраста для их общего развития и социализации.

 

Глава 3. Использование современных технологий воспитания и обучения детей раннего возраста для эффективного развития у них социальных навыков и навыков самообучения

 

  1. Использование современных технологий воспитания и обучения детей раннего возраста способствуют формированию у детей социальных навыков, навыков самообучения, умений правильно ориентироваться в социальном окружении.
  2. К современным технологиям эффективной социализации детей раннего возраста относятся:
  1. здоровьесберегающие технологии для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни, культурно-гигиенических навыках;
  2. развивающие технологии, с помощью которых осуществляется подготовка детей к самостоятельному освоению умений и навыков, самостоятельности в повседневной жизни;
  3. познавательно-исследовательская деятельность, в процессе которой ребенок познает окружающий мир, создаются положительные отношения между ребенком и взрослым, формируются социальные навыки;
  4. игровые технологии обеспечивают социальную успешность детей, развитие эмоциональной сферы ребѐнка, интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов, дают возможность быть самостоятельным, общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы и другие; в игре дети объединяются, по желанию действуют самостоятельно, осуществляют свои замыслы, познают мир; игра способствует физическому и психосоциальному развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно- волевых качеств, творческих способностей и другие.
  1. Новые технологии социализации ребенка позволяют эффективно формировать и развивать у него саморегуляцию поведения, инициативность, самостоятельность и ответственность, те качества, которые необходимы для успешной адаптации в современном социуме.

 

Глава 4. Младенческий возраст (от рождения до 1 года)

 

  1. Основные этапы психосоциального развития личности ребенка.

 

Развитие деятельности ребенка как игровая, предметная, общение формируется только в тесном контакте со взрослыми.

Главную роль в жизни ребенка играет мать. Именно от ее отношения к ребенку, спокойствия, эмоциональной близости к нему зависит успешность формирования доверия к реальной жизни. В этот период через мать происходит погружение малыша в культуру (мамины колыбельные, игры), формируется отношение к миру (доверие или настороженность). Нарушение контакта с мамой (разлука, холодность матери) затрудняет дальнейшую социализацию ребенка.

Слуховые и зрительные восприятия в течение первого года значительно совершенствуются. В первые месяцы жизни малыш начинает сосредотачивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой.

В 3 месяца ребенок только фокусирует взгляд, активно двигает руками, ногами, улыбается и умеет гулить. Такое поведение называется «комплексом оживления» и является способом, с помощью которого малыш выражает активное желание общаться.

После 6 месяцев ребенок уже воспринимает лицо человека как единое целое и вполне способен выделять маму среди других близких. Попытка унести ребенка от матери обычно сопровождается громким протестом. Такая реакция называется «поведением привязанности». Предпочтение матери всем остальным людям – важный этап социального развития, ведь мама не только ухаживает за малышом, но и является посредником между ним и социальной средой.

Быстрыми темпами развивается восприятие объектов (в первое полугодие

  • учится узнавать предметы, во втором - формировать целостный образ предметов).

Появляются начальные формы наглядно-действенного мышления, развивается                                    ориентировочно-исследовательская               активность (любознательность), отмечается особая реакция на интонацию и содержание человеческой речи, относительно хорошо понимает обращенную к нему речь взрослых, произносит первые слова (состоящие из одного или двух слогов), преобладает непроизвольная и кратковременная память, а после 6 месяцев способен запоминать и осуществлять поиск предмета.

К концу года эмоции становятся целенаправленными, дети хорошо узнают эмоции у других людей, развиваются эмоции радости, гнева, чувства обиды, стеснения, привязанности к матери, тревога при виде незнакомых людей и в незнакомом помещении.

Ребенок учится осознавать свои части тела (предпосылка к развитию самосознания), потребности начинают приобретать социальный характер (формируется потребность в общении, в новых впечатлениях).

 

Взрослые помогают детям правильно организовать общение - обогащают детей впечатлениями, являются источником положительных эмоций, учат радоваться, сопереживать, помогают преодолеть робость, формируют представление о других людях, подготавливают к общению со сверстниками.

  1. Организация жизнедеятельности детей.

Первый год жизни детей делится на возрастные периоды, качественно отличающиеся друг от друга:

  1. от рождения до 2,5-3 месяцев;
  2. от 2,5-3 до 5-6 месяцев;
  3. от 5-6 до 9-10 месяцев;
  4. от 9-10 до 12 месяцев.

Для каждого возрастного периода рекомендуется режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей. При изменении режима дня учитывается не только возраст, но и физическое развитие, состояние здоровья ребенка, его индивидуальные особенности.

Во время бодрствования с детьми от рождения до 5-6 месяцев проводятся игровые упражнения только индивидуально, а с 5-6 месяцев до 1 года как индивидуально, так и подгруппами. Длительность индивидуальных игр-занятий

  • 2-3 минуты, в подгруппе - 5-7 минут. С несколькими детьми (до 5-7 человек) одновременно занимаются только тогда, когда у них образован первичный запас элементарных ориентировок в окружении, а также сенсорных умений (примерно с 5-6 месяцев). Подгруппы формируются с учетом уровня развития детей.
  1. Формирование социальных навыков в режимных моментах.

Формирование положительного отношения к приобретению привычек и правильному поведению осуществляется через соблюдение постоянства условий и единства требований к детям.

Для поддержания эмоционально-положительного состояния часто и ласково разговаривают с каждым ребенком,  способствуют более яркому проявлению эмоций (смеха, общих оживленных движений, звуков). Взрослые создают у детей положительную установку на одевание, кормление, укладывание ко сну.

Поощряется активное обращение ребенка к взрослому и умение самостоятельно занять себя, поддерживается положительное эмоциональное состояние, своевременно предупреждается появление отрицательных привычек, используется индивидуальный подход к каждому ребенку, детей побуждают к выполнению самостоятельных действий и передвижений, к активным речевым реакциям, меняя виды деятельности и учитывая их интересы, создается спокойная обстановка, чтобы каждый ребенок мог слышать взрослых, себя, прислушиваться к голосовым проявлениям других детей (гулению, лепету), осуществляется знакомство с названиями некоторых  предметов сервировки стола (чашка, тарелка, ложка), понимание действия при приеме пищи (садись, пей, ешь хлеб и так далее), активизируется речь ребенка («дай», «возьми» и

 

другие), развивается понимание речи при назывании взрослыми предметов, обуви, одежды, дети привлекаются к выполнению некоторых действий, у детей формируется понимание сопроводительной речи взрослого, поддерживаются речевые и двигательные реакции ребенка в процессе мытья рук, умывания, приучая к самостоятельным действиям.

  1. Развитие и воспитание в играх.

В играх обеспечиваются условия для укрепления здоровья и полноценного развития ребенка раннего возраста, чтобы малыш часто радовался, улыбался, смеялся и был активен.

Игры проводятся во время бодрствования индивидуально и небольшими группами. В свободное пользование предоставляются игрушки, с которыми дети играют под руководством взрослого. По истечении определенного времени, чтобы дети не утратили интерес к игрушкам, они заменяются или обновляются.

Педагоги и родители постоянно общаются с детьми, проводят игры- развлечения, забавы, которые вызывают у детей радостное оживление, эмоционально-положительное состояние, потребность в общении друг с другом. У детей развивается умение слушать и понимать речь взрослого, обращенную непосредственно к ребенку и ко всем детям, воспитывается доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональная отзывчивость и радость своим успехам.

Детей приучают слушать классическую и народную музыку, доступную для их восприятия, так как музыка благотворно влияет на эмоциональную сферу ребѐнка и способствует умственному и эстетическому развитию.

Также проводятся игры с различными детскими музыкальными инструментами.

  1. Ожидаемые результаты:

ребенок интересуется предметами и активно действует с ними; проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

знает назначение бытовых предметов (расческа, носовой платок, ложка, чашка, тарелка и другие);

стремится к общению с окружающими людьми; проявляет эмоциональный отклик;

у ребенка развита крупная моторика, он осваивает ползание, ходьбу, бросание и другие виды движений.

Ребенок развивается в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями. Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в различных видах детской деятельности.

  1. Образовательная область «Здоровье»:
  1. культурно-гигиенические навыки:

выполняет движения при виде объектов кормления, помогает удерживать бутылочку, хватает чашу;

  1. физическая культура:

 

умеет хватать пальцы взрослых, дотягивается до предметов и хватает обеими руками, передает предмет из рук в руки;

  1. самостоятельная двигательная активность:

поднимается   с   опорой  на   предмет,   перемещается   в   пространстве, вытаскивает предметы из контейнера, плещется в воде;

  1. здоровый образ жизни:

демонстрирует   увеличивающуюся   способность    самоуспокоения    и засыпания.

  1. Образовательная область «Коммуникация»:
  1. культура общения:

реагирует на звук и его источник, лепечет и подражает звукам;

  1. звуковая культура речи:

реагирует жестами или голосом, когда называют его им;

  1. словарный запас:

имитирует действия, жесты и звуки других;

  1. связная речь:

умеет выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушает задание и правильно выполняет его;

  1. творческая речевая деятельность:

выражает мимикой, жестами, когда его прижимают, обнимают, ласкают, когда он устал или расстроен;

  1. восприятие произведений:

слушает и эмоционально реагирует на потешки и речевые упражнения.

  1. Образовательная область «Познание»:
  1. ориентировка в свойствах предметов:

способен запоминать и осуществлять поиск предмета;

  1. познание окружающего мира:

изучает предметы разными способами (кидает, бросает, наблюдает за действиями других);

  1. конструктивные навыки:

пробует разные способы выполнения действий;

  1. основы экологической культуры:

эмоционально реагирует на мир природы, замечает растения, животных в окружающей среде;

  1. сенсорика:

играет с разными по размеру и форме игрушками или предметами;

  1. поисковая и экспериментальная деятельность:

проявляет интерес к исследованию предметов, манипулирует или изучает новые предметы, соотносит предмет по размеру;

  1. работа с информацией:

эмоционально реагирует на яркие предметы - картинки, цветы (берет в рот, кивает, стучит, бьет, бросает предметы).

  1. Образовательная область «Творчество»:

 

1) музыка:

радуется веселым играм со взрослым, ударяет по поверхности после того, как видит стучание по барабану, производит действия с музыкальными предметами;

продуктивная деятельность:

чертит штрихи и «каракули» (краски, маркеры, мелки, карандаши); лепит плоские формы.

  1. Образовательная область «Социум»:
  1. условия для социального развития детей:

осваивает нормы и правила общения со взрослыми и друг с другом, навыки культуры поведения: реагирует на приветствие, прощание;

  1. взаимодействие со взрослыми и сверстниками: признает членов семьи, улыбается, машет ручками или смеется, реагируя на положительную взаимосвязь со взрослыми, показывает симпатии и антипатии к действиям, взаимодействию;
  2. представление о нравственных нормах: выражает первичные эмоции, использует движения тела и звук, когда нуждается в помощи.

 

Глава 5. Ранний возраст (от 1 года до 2 лет)

 

  1. Основные этапы психосоциального развития личности ребенка.

В жизни малыша расширяется круг общения. Ребенок становится активнее, начинает интересоваться другими детьми. Но главным человеком в этом возрасте все еще остается мама. Именно через близкого взрослого  человека происходит общение с другими малышами, и игра, и знакомство с окружающим миром.

Прямохождение ребенка является более сложным видом основных движений, оказывает влияние на познание окружающего мира и существенное развитие центральной нервной системы. По мере усвоения ходьбы развивается координация рук, которая оказывает влияние на поддержание равновесия в движениях. Понимание речи развивается настолько, что ребенку становится доступно выполнение сложных просьб, например: «Возьми мячик и отнеси его папе».

На 2-м году жизни у ребенка формируется понимание речи взрослого и развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, развитие навыков самостоятельности. В этот период наблюдается особая чувствительность к речевому обучению, подражанию взрослому, пониманию его речи. Благодаря накопленному опыту предметной деятельности и общению со взрослыми, у ребенка возникает сюжетно-отобразительная игра, он учится сравнивать предметы.

Проявляет интерес к общению. Хотя ребенок еще не умеет играть со сверстниками, он стремится находиться рядом и хочет повторять их действия.

 

Так, если качели заняты, малышу позарез нужно на них залезть, но как только сиденье освобождается, он мгновенно теряет интерес к качанию.

В процессе предметной деятельности у ребенка формируется наглядно- действенное мышление наряду с усвоением речи.

В период от 1 года до 2 лет ребенок эмоционально развивается, он отзывается и чувствует музыку, художественное слово, появляется способность двигаться под музыку.

В этом возрасте ребенок приучается соблюдению опрятности, выполнению простейших правил поведения, подчиняется требованиям взрослого и выполняет его поручения, по собственной инициативе обращается к взрослому.

  1. Организация жизнедеятельности детей.

По психофизиологическим особенностям дети второго года жизни делятся на две подгруппы:

  1. с 1 года до 1 года 6 месяцев;
  2. с 1 года 6 месяцев до 2 лет.

Каждой возрастной подгруппе рекомендуется свой режим дня.

Дети с 1 года до 1 года 6 месяцев спят два раза в день, а с 1 года 6 месяцев до 2 лет – один раз. Ночной сон ребенка длится 10-11 часов.

  1. Режимные моменты: кормление, сон, гигиенические и оздоровительно-закаливающие процедуры проводятся в помещении с использованием естественных факторов: воздуха, солнца, воды. Температура воздуха в групповых помещениях составляет +21°С и +22°С, в спальне +15°С и

+16°С.

В летнее время после прогулки закаливающие процедуры проводятся при мытье рук, ног с учетом состояния здоровья ребенка.

Специальные закаливающие процедуры организуются администрацией и медицинскими работниками с учетом желания родителей.

  1. Содержание воспитания и обучения.

Воспитание и обучение детей от 1 года до 2 лет направлено на физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие, укрепление здоровья, формирование знаний, умений и навыков.

В группе раннего возраста проводятся 7 организованной учебной деятельности в неделю по 7-10 минут небольшими группами согласно Типовому учебному плану.

Воспитание и обучение детей данного возраста осуществляется через образовательные области путем их интеграции и создания предметно- развивающей среды.

  1. Игровая деятельность.

При организации игровой деятельности обеспечиваются условия для укрепления здоровья и полноценного развития детей, чтобы они радовались, были активными, осуществляется общение с ними, проводятся игры-

 

развлечения, забавы, которые вызывают у детей радостное оживление, эмоционально-положительное состояние.

Детям в свободное пользование предоставляются игрушки, дети играют под руководством взрослого, игрушки периодически заменяются или обновляются.

Рекомендуется приучать малышей слушать классическую и народную музыку, доступную для их восприятия, так как музыка благотворно влияет на эмоциональную сферу ребѐнка и способствует физическому и умственному развитию. Проводятся игры с различными детскими музыкальными инструментами. Игры делятся на игры большой, средней и малой подвижности.

  1. Образовательная область «Здоровье»:
  1. физическая культура:

рекомендуется   подбирать   упражнения   с    учѐтом    индивидуальных особенностей, физического и психического развития;

в   двигательную  активность   детей   входят   ходьба,  игры   с   мячом, флажками, другими игрушками, лазание, преодоление препятствий и другие;

даются простые задания: подойди и посмотри, что спрятано в руке, за спиной, за стулом и другое;

показывают упражнения с движениями животных, персонажей из сказок; упражнения выполняются под музыку;

задания даются в игровой форме;

  1. формирование навыков соблюдения гигиенических требований:

дети учатся элементарным навыкам умывания, одевания, раздевания и умению проситься на горшок;

у детей воспитывается аккуратность, опрятность, учится замечать грязное лицо, руки, нос, просит вымыть, вытереть их, снять мокрую одежду;

во время еды формируются навыки мыть руки перед едой, есть только из своей тарелки, есть аккуратно, не обливаясь, после еды пользоваться салфеткой, благодарить после еды, самостоятельно садиться на детский стул, вставать с него и задвигать его с помощью взрослого;

при умывании учатся самостоятельно мыть руки (тереть ладонь о ладонь) и мыть нижнюю часть лица ладонью, с помощью взрослого вытирать лицо и руки;

при одевании, раздевании детей учат снимать и одевать  одежду в определенном порядке, правильно складывать ее;

у детей закрепляется умение проситься на горшок, знать место своего горшка, садиться только на свой горшок;

дети умеют пользоваться носовым платком, знают место хранения своих вещей, полотенца, свое место за столом, шкафчик для одежды;

оздоровительно-закаливающие процедуры:

воздушные   и    водные    закаливающие   процедуры   проводятся   под руководством медицинского персонала;

 

детей обучают элементарным действиям, способствующим сохранению здоровья: не брать в рот мелкие предметы, не брать в руки острые предметы, не перешагивать через ступеньки, не трогать электроприборы, выключатели, розетки;

  1. ожидаемые результаты:

дети умеют носить, усаживать и укладывать крупные мягкие игрушки; садиться за стол с вымытыми руками;

после еды пользоваться салфеткой, благодарить; вытирать с помощью взрослого лицо и руки;

снимать и складывать одежду в шкаф, знает месторасположение;

просится на горшок, знает его место и своевременно сообщает о потребности.

  1. Образовательная область «Коммуникация».

Обеспечиваются условия для формирования потребности в речевом общении, развиваются коммуникативные навыки общения и  культура слушания, формируется словарный запас, дети обучаются грамматическому строю речи, звуковой культуре, связной речи:

  1. развитие речи:

в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев у детей развивают понимание речи взрослого;

дети называют свое имя, имена близких людей, названия одежды, мебели, посуды, некоторых средств передвижения, нескольких знакомых животных и растений, называют отдельные части своего тела (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши) и игрушек-животных;

понимают простые по конструкции и содержанию фразы, выполняют просьбу, несложный сюжет маленьких инсценировок с игрушками, состоящих из 1-3 действий и отражающих знакомые бытовые или забавные ситуации;

понимают речь без наглядности, находят предметы, узнают их на картинке, выполняют задания на подбор предметов по существенным признакам;

понимают короткие, простые по содержанию рассказы, стихотворения, потешки, которые сопровождаются показом соответствующих картинок, игрушек и действий, затем без показа, слушают произведения, воспринимают его зрительно, эмоционально реагируют на содержание.

В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет понимание речи у детей расширяется за счет слов, обозначающих:

предметы, находящиеся в комнате и вне ее; некоторых животных, их действия;

признаки предметов, состояние вещей, местонахождение предмета;

действия, связанные с выражением желаний (хотеть пить, есть, спать); физическое состояние, помощь, радость, сочувствие;

окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом. У детей формируются умения и навыки:

 

понимания названий комнат жилого помещения, ориентировка в них, знание их предназначения;

группировать знакомые предметы по названию, по цвету, по звучанию; внимательно слушать взрослого, выполнять его указания, запоминать и

ыполнять несложные поручения, состоящие из двух-трех действий;

пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими (хочу, дай, пусти, подвинься).

В процессе общения с ребенком для создания бодрого, радостного настроения, желания общаться с взрослыми, выполнять их указания, подражать их действиям и словам используются малые фольклорные жанры. Дети умеют обращаться к взрослым и сверстникам (попроси, поблагодари, посмотри, кто пришел), по подражанию произносят новые слова, предложения из двух-трех слов, отвечают на понятные вопросы. У детей развивается способность внимательно слушать речь окружающих, выполнять их требования, выраженные в словесной форме;

  1. развитие активной речи:

активная речь развивается на основе передачи информации доступными средствами: мимикой, жестами, словами, дети подражают часто слышимым звукосочетаниям и словам, воспроизводят некоторые эмоциональные интонации, выражающие удивление, радость, неудовольствие, огорчение и другие;

речь пополняется активными словами, обозначающими близких людей (мама, папа, тетя, бабушка), знакомые предметы, игрушки (чашка, кровать, стол, мишка, кукла), некоторые виды пищи (каша, молоко), известные действия (возьми, встань, пусти);

дети умеют прислушиваться к речи взрослых, отвечать на простейшие вопросы «Что это?», «Что делает?» и задавать вопросы, выполнять несложные поручения, понимать слова «нельзя», «можно» и правильно на них реагировать;

  1. художественная литература:

рекомендуется создать условия для слушания произведений, понимания доступных детям по содержанию сказок, рассказов, стихотворений, потешек;

воспитываются навыки сопереживания героям произведений, эмоционального отклика на ритм и музыкальность народных произведений, стихов, песенок.

В возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев:

воспитываются навыки культуры слушания, понимания коротких, простых рассказов, стихотворений, потешек с использованием соответствующих картинок, игрушек, действий и аудио-видео материалов;

развиваются навыки слушания художественного текста и активного восприятия его содержания.

В возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет:

продолжается развитие понимания выразительной речи: вопросительные, утвердительные, восклицательные интонации, выражающие отношение к

 

содержанию художественного произведения, учат произносить слова текста при повторном чтении, показе;

детей учат выполнять игровые действия, соответствующие тексту, эмоционально откликаться на ритм и музыкальность народных произведений, стихов, песенок;

дети учатся слушать и эмоционально откликаться на небольшие стихотворения, сказки, рассказы, в которых описываются поступки людей и животных;

дети участвуют в игровых действиях, эмоционально откликаются на ритм и музыкальность народных произведений, стихов, песенок, учатся описывать поступки людей и животных;

у детей формируются чувства сопереживания с героями произведений, сочувствия, желания помочь.

  1. ожидаемые результаты:

ребенок знает свое имя, имена близких людей, названия одежды, мебели, посуды, некоторых средств передвижения;

названия предметов и назначение, находящихся в комнате и вне ее (в саду, во дворе, на улице);

некоторых животных, их действия;

ребенок умеет выделять и называть отдельные части своего тела (руки, ноги, голова, рот, глаза, уши), а также игрушек-животных;

понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми воспитатель сопровождает показ игрушек, свои действия;

выполнять просьбу, выраженную простым предложением;

понимать   несложный   сюжет   маленьких   инсценировок   с    куклами, игрушками, состоящих из 1-3 действий;

отвечать словом или короткой фразой на вопросы о знакомых предметах; выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушать

задание и передавать его другому лицу;

слушать художественный текст и эмоционально воспринимать его; сопереживать с героями произведений.

  1. Образовательная область «Познание».

У детей расширяется и обогащается ориентировка в окружающем мире, формируется чувственный опыт, совершенствуются ощущения и восприятия, воспитывается доброжелательное отношение к живым существам, формируются представления об окружающем мире, развиваются наглядно- действенное мышление, память, воображение, внимание, восприятие.

Детям обеспечиваются условия для формирования познавательных способностей, представлений о явлениях природы, жизни людей:

  1. ознакомление с окружающим миром:

в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев формируются элементарные представления о себе, о своем имени; своих действиях (моет руки, ест, играет, одевается, купается и так далее); желаниях (гулять, играть, есть и так далее);

 

близких людях, членах семьи (мама, папа, бабушка, дедушка); ближайшем предметном окружении - об игрушках, предметах быта, пище, блюдах, личных вещах;

дети продолжают узнавать предметы, их признаки, несложные действия, пополнять запас слов, обозначающих предметы, орудия, животных, некоторые трудовые действия;

дети учатся наблюдать за рыбками в аквариуме, птицами, прилетающими к кормушке, домашними птицами и мелкими животными (собака, кошка, кролик, попугай), различать деревья, цветы, траву и бережно относиться к ним;

развивается интерес к растениям и животным, воспитывается заботливое отношение к ним;

в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет у детей формируются элементарные представления о некоторых конкретных ситуациях общественной жизни;

дети учатся узнавать предметы в ближайшем окружении и на картинке, виды транспорта, домашних животных, подражать их голосам;

различать и называть особенности животных, проявлять заботу: движения, отличительные признаки;

наблюдать за явлениями природы, называть их;

для формирования познавательных способностей и навыков социализации в режимных процессах организуются игры, обеспечивающие знакомство с окружающим миром, различными предметами, их свойствами;

  1. ожидаемые результаты:

имеет знания о самом себе: о своем имени, внешнем виде, своих действиях, желаниях, близких людях, членах семьи;

узнает и показывает несколько животных в натуре, на картинках, в игрушках, называет этих животных, подражает их голосам;

узнает предметы в ближайшем окружении и на картинке; правильно называет некоторые трудовые действия человека;

различает деревья, цветы, траву, учится бережно относиться к ним.

  1. Сенсорика:
  1. сенсорная сфера:

развиваются восприятие, внимание, мышление и предметно- манипулятивная деятельность, ориентировка в цвете, форме и величине предметов;

в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев дети умеют подтягивать к себе за веревку автомобиль, тележку; вызывать звучание предмета, дергая за веревочку;

учатся выполнять взаимосвязанные прямые и обратные действия: раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать в ведерко, скатывать их по желобку;

задания на соотнесение предметов по величине или по форме, размещая вкладыши в соответствующих гнездах;

 

собирать игрушки из двух частей в определенной последовательности, пирамидку, состоящую из 2-3 колец разных размеров;

узнавать и работать с одинаковыми предметами, окрашенными в цвета спектра: красный, желтый, зеленый, синий, а также белый и черный;

различать звуки, которые могут издавать предметы из различных материалов, а также музыкальные тембры;

в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет дети умеют различать форму, величину, цвет и звук;

выполнять действия с более сложными предметами-орудиями: палочкой с кольцом, сачком, черпачком, придвигая, доставая и перемещая их с помощью соответствующей игрушки, шарика;

вколачивать колышки в сырой песок и в отверстия верстачка молотком; выбирать предметы по размеру и соответственно различать их;

собирать пирамидки из нескольких колец по размеру и цвету и количества;

группировать однородные предметы по одному из признаков: по форме, по цвету;

для развития мелкой моторики пальцев - в ходе дидактических игр и в повседневной жизни у детей формируется сенсомоторная координация «глаз - рука»;

для развития слуха - знакомят с предметами, издающими различные звуки (колокольчики, металлические подвесные палочки, игрушки-пищалки, музыкальные игрушки);

для развития восприятия - дети различают два свойства одновременно: цвет и величину, форму и величину; форму и цвет, четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый);

для развития логики – дети соотносят и группируют предметы относительно близкие по форме, цвету и величине;

  1. ожидаемые результаты:

ребенок применяет простейшие предметы-орудия, с помощью которых можно выполнять действия;

собирает пирамидку из 2-3 групп колец контрастных размеров; с помощью взрослого собирает пирамидку из 4-5-ти и более колец разной величины;

группирует однородные предметы по одному из признаков (величина, форма);

выполняет действия с предметами, подбирает соответствующие детали- вкладыши при выборе из 2-х, а затем из 3-х деталей;

подбирает к коробкам крышки аналогичной формы;

узнает и показывает знакомые предметы независимо от их размера и цвета;

различает четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению воспитателя отбирает предметы одного цвета;

 

называет не меньше двух цветов.

  1. Образовательная область «Творчество».

Базовое содержание образовательной области «Творчество» реализуется в организованной учебной деятельности:

рисование; лепка;

музыка.

У детей развиваются познавательные, творческие, музыкальные способности, воспитывается творческое отношение к искусству, развиваются наглядно-действенное мышление, память, воображение, внимание, восприятие, сенсорные способности, формируются представления об окружающем мире:

  1. рисование:

у детей формируются представления об изобразительном искусстве, средствах и материалах, используемых для рисования;

в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев дети учатся эмоционально реагировать на яркие цвета красок;

проявляют желание рисовать карандашами, фломастерами; заполняют лист бумаги яркими пятнами, мазками;

в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет продолжается обучение детей работать с карандашом, фломастером, проводить линии;

  1. лепка:

дети знакомятся с глиной, ее свойствами, учатся лепить плоские, круглые формы;

  1. музыка:

у детей поддерживается и развивается музыкальная восприимчивость, интерес к музыке, пению, музыкально-ритмическим движениям;

в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев дети учатся слушать песни близкие им по содержанию, эмоционально откликаться на их настроение, сопровождать их соответствующими движениями;

слушают веселые и спокойные мелодии, исполненные на фортепиано, на детских музыкальных инструментах;

повторяют звукоподражания, произносят отдельные слова песен, сопровождают показом;

выполняют простейшие плясовые движения по показу взрослых, по словам песни и характеру музыки, воспроизводят движения без показа;

в возрасте от 1 года 6 месяцев до 2 лет дети продолжают учиться прислушиваться к мелодии и словам песен и узнавать их;

эмоционально откликаются на музыкальное произведение, песни и пьесы веселого и спокойного характера;

переносят в самостоятельную игру отдельные действия, увиденные в музыкально-двигательных показах, сопровождают их звукоподражаниями и словами;

выполняют простейшие движения с предметами: поднять флажок вверх,

 

помахать им, позвенеть погремушкой;

  1. ожидаемые результаты:

проявляет эмоциональную реакцию на яркие цвета красок; проявляет желание рисовать;

лепит плоские круглые формы;

слушает песни в исполнении взрослого и повторяет за ним, повторяет интонации при исполнении песен;

выполняет игровые действия;

передает веселый характер плясовой мелодии несложными движениями: притопывает, переступает с ноги на ногу, хлопает в ладоши, поворачивает кисти рук, кружится на месте, звенит под музыку погремушкой, подражая взрослому.

  1. Образовательная область «Социум».

Детей все больше интересуют окружающие люди. Они учатся общаться, оценивать реакцию взрослых и сверстников на его поведение. Ребенка привлекают другие дети. Они начинают копировать поведение друг друга, умеют распознавать эмоции окружающих. Осознает, почему другой малыш плачет, но не знает, как реагировать. Детям прививаются основные правила поведения.

  1. Рекомендации по работе с родителями.

Родители привлекаются к воспитательному процессу дошкольной организации, их просвещают по вопросам раннего развития детей. Родителей знакомят с деятельностью дошкольной организации.

Проводится консультативно-просветительская работа с родителями с учетом их потребностей, интересов, уровня компетентности по вопросам воспитания детей в индивидуальной форме (беседы, консультации, посещения семей, консультационные пункты, поручения родителям) или с коллективом родителей (консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, дистанционное обучение, выставки, лекции, кружки), радиопередачи, вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом.

В помощь родителям готовятся:

памятка для родителей, например, «Проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольной организации»;

анкета для родителей;

наглядно-агитационный материал (информационные и тематические стенды, фотомонтажи).

 

Глава 6. Младший возраст (от 2 до 3 лет)

 

  1. Характеристика возрастных особенностей детей.

Ребенок данного возраста становится более самостоятельным, движения более координированными. Совершенствуется деятельность нервной системы,

 

благодаря чему увеличивается длительность их активного бодрствования - 6-6,5 часов.

Характерной особенностью этого периода становится потребность в разнообразных движениях, появляется интерес и желание в их выполнении. На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка.

Третий год в жизни ребенка является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно произносит «Я»: «Я не хочу, я не буду!». Он узнает себя в зеркале и на фотографии.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Ребенок может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления ребенка игра имеет сюжет. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры.

Самостоятельность, сформированная в процессе самообучения, развитые социальные навыки проявляются во всех сферах жизни и деятельности ребенка.

  1. Организация жизнедеятельности детей.

Организация жизни и воспитания детей, организованная учебная деятельность строится с учетом:

заботы о здоровье, эмоциональном благополучии, всестороннем развитии каждого ребенка;

создания в группе атмосферы гуманного, доброжелательного отношения к воспитанникам;

максимального использования возможностей разнообразных видов деятельности, присущих детям данного возраста, их интеграции;

творческой организации процессов воспитания и обучения;

координации подходов к воспитанию и развитию детей в условиях дошкольной организации и семьи для успешной социализации.

Совместная деятельность взрослого с детьми организуется в рамках интеграции образовательных областей: «Здоровье», «Познание»,

«Коммуникация», «Творчество», «Социум».

При построении режима дня детей третьего года жизни учитываются:

изменения, которые произошли в длительности и характере их бодрствования. В связи со значительно возросшей самостоятельностью ребенка уменьшается время, необходимое для удовлетворения органических потребностей и проведения различных гигиенических процедур. Поэтому бодрствование заполняется разнообразными игровыми упражнениями;

смена видов деятельности, как в групповой комнате, так и на прогулке. В каждый отрезок бодрствования надо предусмотреть, чтобы самостоятельная игра сменялась совместной деятельностью с другими детьми, взрослыми. Важно, чтобы каждый ребенок, проснувшись, приняв пищу, сразу же, не дожидаясь других детей, мог под наблюдением воспитателя самостоятельно играть.

 

  1. Содержание воспитания и обучения.

В образовательном процессе основной деятельностью является организованная учебная деятельность, которая планируется в рамках интеграции образовательных областей: «Здоровье», «Познание»,

«Коммуникация», «Творчество», «Социум».

  1. Образовательная область «Здоровье»:
  1. базовое содержание образовательной области «Здоровье» реализуется в организованной учебной деятельности физическая культура:

в организованной учебной деятельности уделяется внимание укреплению и охране здоровья детей, формированию физических навыков и основных видов движений, совершенствованию основных видов движений (ходьбы, бега, лазанья, бросания, подпрыгивания, равновесия), формированию начальных представлений о здоровом образе жизни;

  1. ожидаемые результаты:

ребенок выполняет физические упражнения в соответствии с показом или словесными указаниями взрослого, использует гимнастические атрибуты;

правильно моет руки;

ест самостоятельно и аккуратно, использует по назначению чашки, ложки, салфетки;

самостоятельно  одевается  и   раздевается,  расстегивает  и   застегивает пуговицы, застегивает молнию, развязывает и завязывает шнурки ботинок;

аккуратно в определенном порядке складывает одежду.

  1. Образовательная область «Коммуникация».

Базовое     содержание     образовательной    области     «Коммуникация» реализуется в организованной учебной деятельности:

  1. развитие речи:

у детей формируются навыки грамматического строя, звуковой культуры, связной речи, обогащение словарного запаса;

развиваются навыки речевого общения;

развиваются способности понимания речи окружающих без наглядного сопровождения;

расширяется пассивный словарь, кругозор;

развивается устная речь детей в различных формах и видах деятельности;

  1. художественная литература:

формируется       интерес        к        художественным       произведениям, художественному слову, произведениям устного народного творчества;

  1. ожидаемые результаты в первом полугодии:

произносит звуки и слова в речи; владеет навыками говорения;

называет качества предметов и действий с ними;

использует в речи названия посуды, одежды, мебели;

использует существительные, прилагательные с учетом грамматических

норм;

 

умеет эмоционально откликаться на содержание произведений;

  1. ожидаемые результаты во втором полугодии:

употребляет в активном словаре все части речи;

слушает   небольшие   рассказы   без    наглядного   сопровождения,   не отвлекаясь, вместе с небольшой группой сверстников;

говорит фразами, предложениями, состоящими из 3-5 слов, делится информацией;

отвечает на вопросы по их содержанию;

сопереживает героям в драматических событиях, радоваться встрече с уже знакомыми персонажами;

разыгрывает простейшие сюжеты знакомых произведений.

  1. Образовательная область «Познание».

Базовое содержание образовательной области «Познание» реализуется в организованной учебной деятельности:

естествознание; сенсорика;

конструирование.

У детей развиваются интеллектуальные и познавательные способности, расширяется кругозор, формируются представления о явлениях окружающей среды, общественной жизни и профессиях.

Дети обучаются умениям конструировать простейшие постройки.

Детям прививаются навыки бережного и заботливого отношения к окружающей среде.

Первое полугодие:

  1. естествознание:

у детей развивается интерес к труду взрослых;

формируются представления о труде и об отдельных трудовых действиях, познавательно-практическая самостоятельность («Я сам») и зрительно- двигательная координация на основе ориентировки в свойствах предметов и в пространственной среде, обобщенные представления о родственных отношениях и о себе;

прививается интерес к изучению предметов, объектов и явлений ближайшего окружения;

детей учат ориентироваться в предметах домашнего обихода: узнавать и называть предметы, их свойства - несложную форму, строение, яркую окраску, величину, а также называть детали (части) предмета, некоторые качества, назначение вещей;

  1. сенсорика:

совершенствуется предметная деятельность: навыки использования предметов-орудий, группировки однородных предметов по одному из сенсорных признаков, выполнения задания, ориентируясь на образец и словесное указание;

 

развитие координированных движений обеих рук и тонких движений кончиков пальцев, сенсомоторных пространственных координаций «глаз - рука»;

умение соотносить и отбирать сенсорные качества: из основных цветов, геометрических форм различной величины, предметы резко различных, более сходных свойств;

  1. конструирование:

детей учат конструировать из строительного материала и  крупных деталей конструкторов, формируют у них умение выделять части, определять, из каких деталей он выполнен по предложенному образцу, находить недостающие части конструкции домика, машины, мебели;

знания о деревянных, пластмассовых строительных материалах, содержащих геометрические фигуры разного цвета и формы, о материале (кубики, кирпичики), их форме, величине, различном положении на плоскости стола (кирпичик лежит, стоит), и с разной устойчивостью в зависимости от положения, о размещении кирпичиков по горизонтали, накладывание их один на другой, сочетание кирпичиков с кубиками (стол, стул, диван, домик, трамвай, мост, горка), о размещении кирпичиков в разных комбинациях, образуя простейшие перекрытия;

навыки аккуратно соединять детали, выстраивая их в стройную линию, и учитывать пространственные признаки;

  1. ожидаемые результаты:

знают о труде и об отдельных трудовых действиях; о родственных отношениях, о себе;

узнают и называют предметы, их свойства;

распознают по внешнему виду, цвету, вкусу овощи и фрукты;

различают и называют деревья (1-2 вида), траву, цветы, называют окраску;

различают изменения в погоде и природе;

используют предметы-орудия, группируют однородные предметы по одному из сенсорных признаков, выполняют задания, ориентируясь на образец и словесное указание;

называют полученные элементарные постройки. Второе полугодие:

  1. естествознание:

у детей формируются элементарные знания о транспортных средствах (пассажирские, грузовые) и их назначения, об управлении автомобилем, о названии основных частей грузового автомобиля и их различии, о строении  тела человека, внешнем виде людей разного пола, представления об уходе за растениями, прививаются желания ухаживать за ними;

закрепляются представления о родственных связях, возрасте членов семьи, внешних физических, эмоциональных особенностях человека, о профессиональной деятельности близких ребенку людей;

 

дети умеют объединять предметы в группу по признаку использования; учатся кормить рыб в аквариуме;

умеют различать смену сезонов в природе и их особенности;

  1. сенсорика:

закрепляются умения по соотношению разнородных предметов по цвету, форме, величине, осуществляя выбор заданных сенсорных свойств из 3-4-х возможных;

  1. конструирование:

дети конструируют из строительного материала и крупных деталей конструкторов;

у детей формируются умения и навыки составления совместных простых комбинаций; навыков работы с бумагой (сминание и разрывание), видеть в смятых комочках и разорванных бумажках «образ»;

  1. ожидаемые результаты:

знают названия транспортных средств, частей автомобиля, растений, деревьев, фруктов, овощей, домашних животных, зверей и их детенышей;

подбирают   и    группируют  предметы   по   форме,   цвету,   величине, назначению;

понимают слова, обозначающие различные величины предметов, их цвет и форму;

называют   полученные  элементарные   постройки   и   обыгрывают  их, используя сюжетные игрушки соразмерные масштабам постройки;

разбирают постройки и аккуратно складывают детали в коробку.

  1. Образовательная область «Творчество».

Базовое содержание образовательной области «Творчество» реализуется в организованной учебной деятельности:

рисование; лепка; аппликация; музыка.

У детей развиваются интерес к рисованию, лепке, музыке, пению, игре на простейших инструментах, эстетические чувства; формируются творческий интерес к изобразительному искусству, эмоционально-чувственная способность; воспитываются чувства прекрасного.

Первое полугодие:

  1. рисование:

формируются такие понятия, как «дождь капает», «листья падают», «снег идет», «звери ходят по лесу», умения узнавать изображенные знакомые предметы, персонажи, понимать, что (кто) изображен, что делает;

прививается интерес к изобразительной деятельности, понимание изображенного на рисунке;

воспитывается эмоционально-эстетическое отношение к ярким цветам красок;

 

  1. лепка:

формируются знания о глине и ее свойствах, умений правильного использования глины;

  1. аппликация:

формируются навыки составления простых композиций из геометрических форм;

  1. музыка:

формируются навыки понимания смысла песни;

прослушивания знакомых мелодий на разных музыкальных инструментах, узнавания этих мелодий;

слушания новых песен без музыкально-двигательного показа;

интерес к слушанию музыки и соблюдения правил слушания музыкальных произведений разного жанра, интерес к пению;

подпевание отдельных слогов и слов песни, подражая интонациям воспитателя;

совместное пение со взрослым, естественным голосом, не форсируя звук и не выкрикивая отдельные слова, движения в соответствии с ярко выраженным характером музыки;

запоминания несложной последовательности движений, передавая разные образно-игровые движения;

  1. ожидаемые результаты:

узнают изображения знакомых предметов, персонажей, понимают, что (кто) изображен, что делает;

умеют использовать навыки рисования для выразительности передаваемого образа;

создают простые композиции; знают свойства глины;

слушают музыкальные произведения разного жанра (песня, полька, марш, вальс, спокойные и веселые песни и пьесы);

знают некоторые музыкальные инструменты;

умеют подпевать взрослому окончания песен, некоторые слоги;

владеют элементарными навыками индивидуального и группового пения; владеют                  элементарной    техникой    при    выполнении    музыкально-

ритмических движений. Второе полугодие:

  1. рисование:

формируются навыки выполнения определенных правил: сидеть правильно, рисовать только на бумаге, не мять бумагу, не стучать карандашом, по окончании занятия убирать материал;

интерес к результату изобразительной деятельности: рассмотрение и обсуждение детских работ, поддержка сверстников, нахождение знакомых  предметов, персонажей;

умение ориентироваться в пространстве;

 

прививается интерес к совместным действиям со взрослым (дополнять рисунок, выполненный взрослыми);

  1. лепка:

формируются навыки работы: делать украшение для куклы (браслет, кольцо, ручные часы и другие);

закрепляются правила пользования материалами для лепки (лепить на специальной доске, вытирать руки влажной салфеткой, готовое изделие ставить на подставку, убирать материал после работы);

  1. аппликация:

формируются умения интегрирования аппликации и рисования;

  1. музыка:

формируются навыки пения: вовремя начинать и заканчивать пение, петь, не опережая и не отставая, выдерживание паузы, слушание вступления и заключения;

навыки запоминания музыки и узнавания персонажа по иллюстрации, рассказу;

навыки воспроизведения движений, разученных во время организованной учебной деятельности, напевая при этом песню соответствующего содержания, извлечения звуков из инструментов во время самостоятельной игры и деятельности (с участием взрослых), пения, разучивания песен и самостоятельного аккомпанирования на воображаемом инструменте, подражая движениям взрослого, участия в играх и хороводах, в несложных инсценировках;

прививается интерес к рассказам, сопровождаемым музыкальными иллюстрациями;

в течение года рекомендуется 10-12 песен;

  1. ожидаемые результаты:

умеют дополнять рисунок взрослого;

знают и применяют технические приемы изобразительной деятельности; слушают музыкальные произведения разного жанра (песня, полька, марш,

вальс, спокойные и веселые песни и пьесы);

узнают знакомые песни и понимают смысл песни; знают музыкальные инструменты;

подпевают в песне музыкальные фразы (вместе с воспитателем), поют всей группой, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии, запоминают слова песни;

двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движения с началом музыки;

передают характер движений в сюжетных музыкальных играх.

  1. Организация игровой деятельности. У детей:

формируются навыки сюжетно-ролевой игры, простейшие формы ролевого поведения (побуждать действовать в соответствии с определенной

 

ролью), умения спокойно и самостоятельно играть, играть вместе, понимать, что нельзя мешать другим детям;

развивается интерес к игровым действиям, положительное эмоциональное общение детей друг с другом;

воспитываются чувства симпатии к сверстникам по игре, доброжелательное отношение к ним, умение совместно пользоваться игрушками;

закрепляется умение детей действовать с предметами и игрушками в совместной с воспитателем игре;

создаются условия для речевого общения со сверстниками и взрослыми. Педагоги и родители:

побуждают детей использовать в игре предметы-заместители,  участвовать в совместных играх, объединяться (по 2-3 ребенка) для самостоятельных игр;

поддерживают игру, возникшую по инициативе детей; обучают несложным играм-драматизациям сказок;

поощряют игры, инициируют их, помогают ребенку перенести опыт театрализованной игры и игры-драматизации в самостоятельные игры;

привлекают детей к совместным строительным играм (сооружению комнаты, дворика, дома);

побуждают создавать постройки из строительного материала для развития сюжета игры;

учат детей передавать простейшие образные действия некоторых персонажей;

развивают у детей интерес к играм, способствующим развитию внимания, мышления, полноценного восприятия, воображения, мелкой моторики рук ребенка;

в играх с песком, водой, снегом закрепляют знания детей о свойствах этих материалов.

Ожидаемые результаты:

выполняют игровые действия, объединяют их несложным сюжетом; проявляют простейшие формы ролевого поведения;

переносят действия с одной игрушки на другую, выполняют в игре 2-3 последовательных эпизода;

используют в игре предметы-заместители, участвуют в совместных играх, объединяются (по 2-3 ребенка) для самостоятельных игр;

играют    не    только    рядом,   но    и    вместе    с    другим   ребенком, доброжелательно относятся к игре сверстников;

активно участвуют в играх и инсценировках с игрушками;

создают постройки из строительного материала для развития сюжета

игры;

играют   вместе    с    воспитателем    в    подвижные   игры   с    простым

содержанием, несложными движениями;

 

передают простейшие образные действия некоторых персонажей; проявляют интерес к играм с дидактическими игрушками.

  1. Организация трудовой деятельности.

У детей формируются элементарные навыки самообслуживания и интерес к труду, активность, интерес и желание выполнять поручения взрослых; развиваются способность преодолевать трудности; воспитывается самостоятельность, интерес к трудовым действиям взрослых, желание помогать им.

Педагоги и взрослые обучают детей порядку одевания и раздевания, учат при небольшой помощи взрослого самостоятельно расстегивать пуговицы, развязывать шнурки ботинок, в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду, правильно надевать одежду и обувь; воспитывают умение замечать неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводить себя в порядок, развивают чувство удовлетворения от чистоты и порядка; привлекают детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду (вначале с помощью воспитателя, затем под его контролем ставить стулья к столам, раскладывать ложки на столе, ставить тарелки для хлеба, салфетницы, раскладывать карандаши, доски, тряпочки для организованной учебной деятельности, убирать игрушки после игры, картинки, книги, давать корм рыбкам, птице, поливать растения, выносить вместе с воспитателем на участок игрушки, принимать участие в уборке участка, в сооружении построек из снега); учат устанавливать связь между началом выполнения задания и конечным результатом.

Ожидаемые результаты:

умеют снимать одежду, обувь при небольшой помощи взрослого;

складывают аккуратно, в определенном порядке снятую одежду, правильно надевают одежду и обувь;

замечают неопрятность в одежде, с помощью взрослых приводят себя в порядок;

ставят стулья к столам;

раскладывают ложки на столе;

ставят тарелки для хлеба, салфетницы;

раскладывают карандаши, доски для организованной учебной деятельности;

убирают игрушки после игры, картинки, книги; дают корм рыбкам в аквариуме;

поливают растения;

выносят вместе с воспитателем на участок игрушки, принимают участие в уборке участка, в сооружении построек из снега;

устанавливают связь между началом выполнения задания и конечным результатом.

  1. Рекомендации по работе с родителями.

 

Сотрудничество с родителями детей 2-3-х лет строится на эффективном использовании воспитательного потенциала семьи.

В решении задач, связанных с разносторонним развитием детей раннего возраста, сохранением и укреплением их здоровья, объединяется усилие педагогического коллектива детского сада и семьи, проводится работа по установлению взаимопонимания и доверия с семьями детей раннего возраста, сотрудничеству с ними в интересах ребенка, осуществляется консультативно- просветительская работа с родителями с учетом их потребностей, интересов, уровня компетентности по вопросам развития у детей раннего возраста социальных навыков и навыков самообучения, создается атмосфера взаимоуважения.

Рекомендуемые формы работы:

анкетирование по изучению условий семейного воспитания ребенка по привитию социальных навыков и навыков самообучения;

наблюдение за общением ребенка с родителями и членами семьи в дошкольной организации;

психолого-педагогические консультации на электронных и бумажных носителях для родителей по вопросам раннего развития, социализации детей;

индивидуальные рекомендательные карточки по развитию речи, моторики рук, двигательной активности детей, методам успешной социализации детей в условиях семьи и детского сада.

 

  • 0001.jpg
  • 0001.jpg


Добавить комментарий



Включить данные в подпись
Жаңартылған күні: 20.01.2020 17:10
Құрылған күні: 20.01.2020 17:10

Текст